Два плюс одно

Наши диаграммы продолжают оставаться чрезмерно упрощенными. На них лишь те движения, что происхо­дят на единственной прямой линии. Потому-то и удает­ся обходиться лишь одним пространственным измере­нием — длиной. Но таких движений вокруг почти не найдешь. Разве действительно железнодорожные поез­да, да и то если магистраль идеально прямая.

Куда больше вещей движется по поверхности. На­пример, лодка пересекает наискось реку.

Попробуем изобразить это на диаграмме Минковского (предполагая, что лодка сверхбыстрая). Будут вместо осей расстояний — координатные плоскости, на них оси длины и оси ширины. Начала обеих систем­ — на берегу в пункте и в момент старта лодки. Оттуда при старте посылается световой сигнал, который бежит во все стороны и поэтому на диаграмме дает не световую линию, а световой конус. Вот что получится (см. рис.).

2016-02-14 11-25-32 Скриншот экрана

Построение исполнено точно по правилам Минковского. Следуя им, ко­ординатную плоскость лодки пришлось накло­нить так, чтобы углы между нею и световым конусом всюду были рав­ны углам между свето­вым конусом и осью времени лодки. Этой оси на чертеже нет. Нарисуйте ее самостоя­тельно.

Не забывайте, что верх этой картинки — отнюдь не небо. Небу не нашлось места. Вверх идут оси времени, или мировые линии (на диаграмме есть только ось вре­мени берега).

Разберитесь в чертеже. И попробуйте провести про­екции секунд и метров берега, лодки, течения. Это любо­пытно и поучительно.

Занятие, правда, не из простых — больше подходит для десятиклассников. А впрочем, ничего сверхъестест­венно трудного в нем нет.