Дети и взрослые

Вот слова Эйнштейна, исполненные скромности и не­множко шутливые: «Иногда я себя спрашиваю: как же получилось, что именно я создал теорию относитель­ности? По-моему, причина этого кроется в следующем. Нормальный взрослый человек едва ли станет размыш­лять о проблемах пространства — времени. Он полагает, что разобрался в этом еще в детстве. Я же, напротив, развивался интеллектуально так медленно, что, только став взрослым, начал раздумывать о пространстве и вре­мени. Понятно, что я вникал в эти проблемы глубже, чем люди, нормально развивавшиеся в детстве».

Детство читателей этой книжки, надеюсь, еще не кончилось, они еще не разобрались как следует в сущ­ности пространства и времени, а потому им надлежит хоть в общих чертах усвоить идеи Эйнштейна. В зрелом возрасте это будет сложнее — придется преодолевать стену застарелых привычек.

«Нормальные взрослые люди», в том числе даже фи­зики-теоретики, коллеги Эйнштейна, с величайшим тру­дом постигали его мысли. Первую его статью (она уви­дела свет в 1905 году) оценили единицы. Биографы великого ученого буквально по пальцам перечисляют понявших.

Когда молодой Эйнштейн дал свою работу маститому профессору Грунеру, намереваясь устроиться в Бернский университет, тот вернул оттиск с надписью: «Я вообще не понимаю, что вы тут написали».

Правда, через некоторое время этот профессор все понял, а спустя пятнадцать лет даже выпустил книгу о теории относительности. И множество других физиков, поначалу ничего не понявших, не желавших понять, с течением времени прозревали, становились горячими приверженцами Эйнштейна.

Появились талантливые популяризаторы, объяснив­шие основы эйнштейновских воззрений миллионам.

Я думаю, близко время, когда знание теории относи­тельности станет достоянием каждого культурного чело­века— и физика и лирика.

А может быть, и школьника.