Леонардо да Винчи

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452—1519)

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (1452—1519)

Леонардо да Винчи — итальянский художник и ученый эпохи Возрождения, великий гуманист. Родился в городе Винчи. Работал во Флоренции, Милане, Риме; умер во Франции. Леонардо да Винчи был не только художником, но и ма­тематиком, механиком, физиком и инженером, кото­рому обязаны важными открытиями самые разнооб­разные отрасли науки и техники

 В работах Леонардо можно проследить влияние школы Иордана. в частности в опубликованных посмертно работах Леонардо да Винчи: «Трактате о живописи», «О движении и измерении воды» и целом ряде заметок.

Прежде всего Леонардо, как и его предшественники, обращается к закону равновесия рычага, который форму­лирует следующим образом: «Ту же пропорцию, которая существует между длиной рычага и противорычага, най­дешь между величиной их весов и медленностью движе­ния и в величине пути, проходимого каждым из их кон­цов, когда они достигнут постоянной высоты своей точки опоры».

Этот закон формулируется на основании целой серии экспериментов, которые рассматриваются как промежуточ­ная стадия работы, за которой следует теоретическое обоснование. Леонардо проводит его исходя из понятия «тяжести соответственно положению» школы Иордана. В смысле строгости и логической стройности доказатель­ство Леонардо значительно уступает формулировкам его предшественников; как и все подобные рассуждения, оно отражает свойственный ему инженерный подход к рас­сматриваемым явлениям. Его обоснование гораздо конкретнее физически и свидетельствует о реальном обраще­нии с реальным рычагом. С помощью сформулированного правила Леонардо решает задачи как для линейного, так и для ступенчатого рычага.

В более поздних заметках он связывает правило ры­чага с понятием центра тяжести тела или системы тел, обнаруживая глубокое знакомство с архимедовской теори­ей равновесия плоских фигур.

Однако Леонардо усвоил лишь общую идею аргумен­тации Архимеда, отбросив саму суть его математического метода. Математику же, без которой он, как и большинство представителей науки Возрождения, считал недостоверным всякое знание, понимает весьма узко: для него это лишь возможность численной проверки какого-либо утверждения; математической он считал такую фор­мулировку, которая устанавливает числовую зависимость между несколькими величинами, обычно в виде пропор­ции.

Как практик он подходит и к теории весомого рычага. «Наука о тяжестях,— говорит он, — вводима в заб­луждение своею практикою, которая во многих частях не находится в согласии с этою наукою, причем и не­возможно привести ее к согласию. И это происходит от осей вращения весов, благодаря которым создается наука об этих тяжестях. Эти оси, по мнению древних филосо­фов, имеют природу математической линии, и в некото­рых случаях являются математическими точками — точ­ками и линиями, которые бестелесны; практика же по­лагает их телесными». Нужно отметить, что теория весомого рычага начала разрабатываться задол­го до Леонардо да Винчи: ею занимались, например, Герон, Сабит ибн Корра («Трактат о карастуне»).

Что касается конкретных задач на весомый рычаг, то Леонардо интересовали главным образом две из них. Первая, более простая,— задача о нахождении веса гру­за, который надо подвесить на меньшем плече весомого рычага (весов), чтобы уравновесить вес большего плеча, не имеющего груза; вторая, более сложная,— нахождение условия равновесия такого рычага, оба неравновесных плеча которого нагружены. Однако Леонардо не смог сформулировать общее правило равновесия такого рыча­га, хотя и учитывал вес коромысла балансированием его.

Следует отметить введенное им понятие «потенциаль­ного» плеча, под которым Леонардо понимал величину перпендикуляра, опущенного из точки опоры на направление силы. Эти представления можно с известной сте­пенью осторожности считать зародышем понятия момента силы относительно неподвижной точки. Пользуясь поня­тием «потенциального» плеча, Леонардо правильно ре­шает задачу о равновесии рычага, в концах плеч которого закреплены идущие под некоторыми углами нити, перекинутые через блоки и натягиваемые некоторыми грузами.

Опираясь на свои эксперименты с полиспастами и дру­гими сочетаниями подвижных и неподвижных блоков, Леонардо пытался сформулировать правило соотношения сил и скоростей перемещения груза и точки приложения силы тяги, т. е. некий вариант «золотого правила» ме­ханики.

Менее удачными были его попытки установить условие равновесия на наклонной плоскости и распределение веса в косо поставленном стержне.

Вклад Леонардо да Винчи в развитие статики в эпоху Возрождения значителен.