Николай Орем

Представителю геометрического направления в науке XIV в. — Николаю Орему (1323—1382) принадлежит сохранив­шийся в многочисленных списках (и под различными заголовками) трактат «О конфигурации качеств», написанный в 1371 г.

Орем представлял «интенсивность качества», сосредоточенного в одной точке в виде отрезка прямой линии. «Качества» могут быть  линейными, когда они распределены по различным  точкам математического объекта в одном измерении, плоскими (два измерения) и телесными (три измерения). «Интенсивности» он предлагал изображать линиями, приложенными в точках прямой, характеризующей экстенсивность. В современной термнологии экстенсивность качества соответствует линии абс­цисс, интенсивность — линии ординат.

Отрезки линий ин­тенсивности Орем называл широтами качеств, или форм, а отрезки, в концах которых широты прилагаются,— дол­готами. Длины широт пропорциональны интенсивностям. Таким образом, зависимость между интенсивностью и экстенсивностью изображалась в виде плоской фигуры, ог­раниченной сверху некоторой кривой.

Постоянная интен­сивность соответствует «униформному» качеству, которое изображается четырехугольником. «Униформно-дифформному» качеству соответствует треугольник (если оно на­чинается или кончается нулем — «неградусом») или че­тырехугольник с двумя непараллельными сторонами. Эту геометрическую интерпретацию Орем применяет для разъяснения кинематических понятий. В этом случае вре­мя рассматривается как «экстенсивность», а скорость как «интенсивность» движения. Понятие ускорения Орем вво­дит как «интенсивность» скорости, а затем переходит к рассмотрению различных случаев как постоянного, так и переменного ускорения. Орем пользовался и понятием мгновенной скорости, которую называл точечной.

Доказательство мертонской теоремы у Орема начина­ется со следующего утверждения: «О скорости следует сказать то же, что о линейном качестве, с тою разницей, что вместо средней точки берут среднее мгновение времени, измеряющего скорость движения».

Стремление к полной геометризации проблемы помогло Орему в значительной мере избавиться от схоластиче­ского стиля Мертонской школы, но вынудило оставить в стороне ряд тонких вопросов, которые она рассматривала. Возможно, поэтому в XV — XVI вв. произведения окс­фордцев в странах Западной Европы (особенно в Италии) привлекали больше внимания, чем сочинения Орема.