АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ КРЫЛОВ

2015-10-17 03-28-45 Скриншот экранаМатематик, астроном, механик и инженер Алексей Николаевич Крылов (15.08.1863-26.10.1945) родился в селе Висяге Симбирской губернии в семье помещика.    Когда мальчику исполнилось девять лет, его отец переехал в Марсель. Крылов два года учился в частном пансионе и основательно изучил французский язык.   После возвращения в Россию отец, занявшись коммерческой деятельностью, часто менял место жительства. Во время пребывания семьи в Риге Крылов учился в Немецкой классической гимназии, где в совершенстве овладел немецким, латинским и древнегреческим языками, а когда семья жила в Севастополе, он под влиянием подвигов русских моряков в русско-турецкой войне решил посвятить себя морскому делу и в 1878 г. поступил в приготовительный класс Морского училища в Санкт-Петербурге, которое в то время было передовым учебным заведением с отличным составом преподавателей. Здесь он уделяет много времени изучению математики.

После окончания училища в 1884 г. (через шесть лет, так как в училище было два приготовительных класса, один общий и три специальных) Крылов был произведен в мичманы, награжден премией, имя его было занесено на мраморную доску, и он был приглашен известным специалистом по компасному делу профессором И.П. Колонгом в Главное гидрографическое управление заниматься девиацией компасов. Этому вопросу Крылов посвятил свои первые научные работы. К нему он вернулся более чем через 50 лет, опубликовав в 1940 г. капитальное исследование, отмеченное в 1941 г. Государственной премией.

Однако Крылов не захотел ограничиваться только сравнительно узкой областью знания. Его привлекала теория кораблестроения. и он решил поступить на кораблестроительное отделение Морской академииДля этого он перешел работать на судостроительный франко-русский завод (ныне Адмиралтейское НПО), где познакомился с замечательным русским корабельным инженером, управляющим верфью, не имевшим не только высшего, но и среднего образования, сыном рязанского крестьянина Петром Акиндиновичем Титовым. Много лет спустя, выступая перед студентами Ленинградского кораблестроительного института, Крылов закончил свою речь словами: «Желаю вам стать Титовыми».    После года работы на заводе в 1888 г. А.Н. Крылов поступил в Морскую академию в Петербурге, которую окончил в 1890 г. первым с занесением его имени на мраморную доску и был оставлен при академии для подготовки к профессорскому званию.    Он продолжает изучать математику, посещая лекции в Петербургском  университете, а с 1892 г. начинает читать курс теории корабля.  В этом курсе Крылов большое внимание уделяет приближенным вычислениям, строго придерживаясь принципа: производить все вычисления с точностью, соответствующей требованиям практики и не превышающей точности самой теории, положенной в основу вычислений. Этот принцип получил завершение в книге, первое издание которой вышло в 1911 г. в сборнике Института инженеров путей  сообщения.

Много внимания в курсе теории корабля Крылов уделял качке корабля. Преодолев большие математические трудности, он разработал теорию килевой качки (над которой трудились Иоганн и Даниил Бернулли, а также Л. Эйлер), теорию колебаний корабля на любом волнении, а также определение усилий, возникающих в различных частях корпуса при качке. В 1900 г. А.Н. Крылов был назначен заведующим Опытным бассейном. В это время он близко познакомился со знаменитым адмиралом, строителем первого мощного ледокола «Ермак» Степаном Осиповичем Макаровым и реализовал его идеи непотопляемости корабля, создав известные «Таблицы непотопляемости».

В 1908 — 1910 г. А.Н. Крылов, будучи главным инспектором кораблестроения и председателем Морского технического комитета, возглавлял все кораблестроение России. Его смелость, прямолинейность и резкость не позволяли ему оставаться длительное время на этих постах, и, продолжая преподавательскую работу в Морской академии, он становится консультантом на ряде кораблестроительных заводов. В это время он занимается исследованием методов определения орбит комет по малому числу наблюдений, читает слушателям Морской академии обширный курс дифференциальных уравнений, вышедший в свет в 1912 г., а затем переиздававшийся в 1932 и 19ЗЗ гг., и переводит с латинского в 1915 — 1916 гг. «Математические начала натуральной философии» (1684 г.) Ньютона, сопровождая перевод своими комментариями.    В1914 г. Московский университет по представлению Н.Е. Жуковского присудил А.Н. Крылову степень почетного доктора (doctor honoris causa) прикладной математики, Академия наук избрала его членом-корреспондентом,а в 1916 г. — действительным членом.

В 1919 г. А.Н. Крылов был назначен начальником Морской академии. В 1920 г. он представил советскому правительству доклад об организации в Академии наук кафедры прикладных наук, из которой впоследствии выросло Отделение технических наук, преобразованное затем в Отделение механики и процессов управления. В 1921 г. А.Н. Крылов командируется за границу для восстановления научных связей, закупки литературы, приборов, судов, а также для содействия в перевозке закупленных паровозов.    Будучи за рубежом в течение семи лет, Крылов продолжает работать над численным интегрированием дифференциальных уравнений внешней баллистики.

А.Н. Крылову принадлежат крупные исследования по сопротивлению материалов. Еще в 1904 — 1905 гг. он решил основную задачу теории мостов: о напряжениях, вызываемых в тяжелой балке движущейся по ней безмассовой силой. В 1930 г. А.Н. Крылов опубликовал монографию, посвященную расчетам балок на упругом основании, в которой было дано исчерпывающее изложение метода начальных, параметров. В 1931 г. им была опубликована работа по устойчивости сжатых стержней. В ней было показано, что точное дифференциальное уравнение изогнутой оси может быть проинтегрировано в эллиптических интегралах, которые табулированы.